Общеизвестный факт, что тибетская медицина является синтезом многих более древних медицинских традиций, с моей точки зрения, требует некоторого объяснения. Прежде всего, что за традиции послужили основой такого синтеза и как именно? Внутри современная тибетская медицина делится на две традиции: буддийскую и боновскую. Несмотря на то, что обе эти традиции пользуются сходными методами диагностики, общими способами лечения, одинаковыми лекарственными составами, тем не менее, имеют различный взгляд на происхождение тибетской медицины, а также различное воззрение, как на основы медицинской практики, так и на философско-онтологические проблемы.

Тибетская медицина, как и аюрведическая медицина, берет свое начало в древнеиндийском врачевании. Тибетская медицина имеет некоторое сходство с традиционной китайской медициной. Как в тибетской медицине существуют элементы, заимствованные из китайской медицины, точно также в китайской медицине существуют элементы, заимствованные из тибетской. В VII веке н. э. политические и культурные связи Тибета с Индией и Китаем закрепились браками основателя тибетского государства Сронцанг-Гампо с китайской и непальской принцессами, прибывшими в сопровождении больших свит, в составе которых было много врачей, способствовавших проникновению китайских и индийских методов лечения в Тибет. Документально подтверждается влияние персидской медицины на тибетскую. При Сронцене-Гампо трое врачей из Индии, Китая и Персии перевели со своего языка на тибетский каждый по одному трактату, после чего составили коллективный труд под названием "Оружие бесстрашия".

В современном Китае есть регионы, для которых тибетская медицина является традиционной. Прежде всего, это сам Тибет и некоторые из его бывших регионов, не получивших статуса автономности в КНР. Для Внутренней Монголии в КНР тибетская медицина также является традиционной. Традиционно использующей тибетскую медицину является и Монголия. Особо следует отметить традиционность тибетской медицины для ряда регионов России: Бурятия, Калмыкия, Тува, Иркутская область, Регионы Алтая и, как это не парадоксально, Санкт-Петербург. В некоторых местах традиционного использования тибетской медицины сложились свои школы с присущими им особыми чертами. Пример - бурятская, пекинская, монгольская и другие школы тибетской медицины. Учитывая все данные факторы, не нужно упускать из виду, что структурообразующим элементом тибетской медицины является буддийское учение и в особенности та его часть, которая называется тантрой или тантрояной. Основной источник по тибетской медицине так и называется "Четыре тантры".

В отличии от часто бытующего мнения о тибетской медицине как о народной, нетрадиционной медицине, она не является ни первым, ни вторым. Традиционная тибетская медицина представляет собой особый институт медицины, который поддерживался в "старом Тибете" тибетским правительством. В наше время в Китае, Индии и Монголии существуют особые программы ее поддержки. Как в этих, так и в других случаях, особенно важную роль играет линия передачи, т. е. преемственность передачи медицинской традиции от учителя к ученику.

Тибетская медицина неразрывно связана с буддийской философией и имеет богатые познания в областях методов диагностики и лечения, эмбриологии и анатомии, физиологии и патологии. Тибетская медицина содержит детальную проработку причин и условий возникновения болезней, подробное описание течения заболеваний, их признаки и различия. Для преодоления различных видов болезней разработаны специальные методы изменения повседневного образа жизни. Различие методик дифференцируется по сезонности образа жизни. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу и проработке частных случаев, а также диетологии.

Центральное место в тибетской медицине занимает фармакопея, осмысленная в тибетской медицине принципиально по-иному. Особое место здесь уделяется вкусу (как первичному, так и после переваривания). Детально описано действие различных лекарственных средств, их сила и свойства; разработано и тысячелетиями используется правило сочетания лекарственных средств.

Диагностика в тибетской медицине, как правило, начинается с опроса пациента. В ходе беседы для определения виновника доктор выясняет историю болезни, уточняет жалобы больного, привычки питания и особенности образа жизни пациента. Посредством опроса определяются причины и условия , которые вызвали данную болезнь, сколько времени прошло с начала болезни, как в настоящий момент проявляет себя болезнь, в каком месте болит, как проявления болезни зависят от местности и сезона, какие разновидности диеты, образа жизни, лекарств и процедур помогают, а какие вредят и т.п. - на основании анализа ответов на эти вопросы выявляют суть болезни: среди всех методов обследования опрос является самым важным, этот метод еще именуют "умением слушать".

Пульсовая диагностика

Ключевым моментом диагностики в тибетской медицине является исследование пульса в шести точках на обеих руках пациента. Тибетский доктор концентрирует своё внимание на ощущениях, полученных им при надавливании соответствующим пальцем на одну из шести различных точек, расположенных на лучевой артерии чуть ниже запястья. Исследуются такие характеристики как ширина, глубина, сила, скорость и качество пульсации. Каждый из этих факторов, позволяет правильно диагностировать местонахождение заболевания, скрытые осложнения и его этиологию. Прослушивание пульсации в шести точках на лучевых артериях рук позволяет доктору получать информацию о состоянии двенадцати основных органов человека.

Исследование мочи

На следующем этапе исследуется образец мочи больного. При этом доктор анализирует не только цвет мочи и её запах, но также размер, цвет, и свойства пузырьков, которые образуются на её поверхности после энергичного перемешивания. Исследование мочи даёт возможность получить представление о состоянии телесных энергий. больного. На основании наблюдений делается вывод, подтверждающий характер заболевания, наличие инфекции и место локализации болезни.

Осмотр

Для дальнейшего подтверждения диагноза доктор может произвести осмотр поверхности языка, глазных склер, оценить чувствительность в определенных точках при надавливании на тело. У детей до восьми лет диагностика заболеваний в тибетской медицине производится путем исследования вен тыльной стороны уха.